Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление) с 2012 года занимается активизацией муниципального земельного контроля (далее - МЗК). С целью пополнения бюджетов муниципальных образований путём поступления земельного налога, арендных платежей на территории Курганской области, а также реализации своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специалисты, осуществляющие функции МЗК, проводят проверки соблюдения земельного законодательства, устанавливают наличие или отсутствие нарушений в указанной сфере.
В настоящее время в Курганской области назначено 72 уполномоченных лица, которые осуществляют МЗК (в 2018 - 75). По итогам 3 месяцев 2019 года органами МЗК в Управление представлено 153 материала о нарушениях земельного законодательства (110,9% к АППГ - 138), по этим материалам привлечено к административной ответственности - 20 нарушителей (125,0% к АППГ - 16), наложено административных штрафов на сумму 145,0 тыс. руб. (181,3% к АППГ – 80,0), взыскано 109,8 тыс. руб. (94,4% к АППГ - 116,3).На текущий момент Управлением заключено 287 соглашений с муниципальными образованиями о взаимодействии и оказании методической помощи при осуществлении МЗК.
Согласно предоставленным статистическим данным с высокой нагрузкой работают специалисты МЗК Варгашинского, Куртамышского, Шатровского, Катайского, Мишкинского, Альменевского районов и города Кургана. Достижение таких результатов невозможно без грамотной и слаженной работы начальников и специалистов территориальных отделов Управления, обслуживающих данные муниципальные образования.
Вместе с тем, в большинстве районов Курганской области имеются проблемы организации осуществления контрольно-надзорных полномочий, специалисты МЗК работают в недостаточных объемах для получения положительных результатов в начале года. Управлением проведена большая работа по информированию органов местного самоуправления о порядке осуществления контрольных функций через средства массовой информации и при проведении рабочих встреч.
Как показала в предыдущие годы практика Варгашинского района, самой оптимальной схемой организации МЗК является передача полномочий по осуществлению контрольных функций из сельских муниципальных образований в администрации районов. В этом случае МЗК финансируется за счет межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджетов сельских поселений в бюджет района на основании соглашений между органами местного самоуправления поселений и администрацией района о делегировании части полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений. Это позволяет администрациям принимать в свой штат сотрудников, основной обязанностью которых является проведение проверок на территории района. Данная практика доводится сотрудниками Управления до глав муниципальных образований при проведении рабочих встреч и совместных совещаний. Кроме того, такая схема реализации полномочий в сфере МЗК повышает эффективность работы специалистов органов местного самоуправления.
С целью оказания помощи муниципальным образованиям в налаживании МЗК, Управлением был разработан и утвержден План организационных и информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на развитие системы МЗК и поддержку органов местного самоуправления в реализации соответствующих полномочий на 2019 год.
В соответствии с Распоряжением Росреестра от 13.02.2017 № Р/0024 «Об оценке эффективности и результативности деятельности территориальных органов Росреестра» утверждена методика оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Росреестра. Эффективность взаимодействия ТО Росреестра с органами муниципального контроля выражается в количестве дел о нарушениях земельного законодательства, поступивших в территориальный орган Росреестра из органов муниципального земельного контроля, разделенное на количество земельных участков на территории субъекта Российской Федерации, сведения о которых внесены в ГКН (за исключением участков со статусом «временный») умноженное на 10 000. По эффективности взаимодействия ТО Росреестра с органами муниципального контроля за 2018 год Управление заняло 2 место. По итогам 2017 года Управление заняло 1 место.
На основании вышеизложенного, считаем что, в Курганской области налаживается работа органов местного самоуправления по МЗК, наблюдается положительная динамика. Но показатели деятельности в этой сфере на территории региона неравномерны, а их нивелирование, путем повышения данных отстающих - резерв в развитии МЗК.